Сайт посвященный
страховому мошенничеству
Подписка на
сборник АнтиОбман
Поиск
на сайте
Реклама в
АнтиОбмане

Новости страхового права
Мероприятия
Центр страхового права
Программа «Индикатор-ДТП»
Эксперты сайта
Обман страховщиков
Обман страхователей
Мошенничество за рубежом
Разоблачение обмана
Защита прав водителя
Претензии и судебные иски
Споры по ОСАГО
Криминальный талант
Розыск и расследование
Экспертизы и исследования
Обучение и тренинги
Нормативные акты

Заказать:

Заказать юридические услуги
Заказать литературу
Заказать «Индикатор-ДТП»
Заказать обучающие материалы

Подписка

на новости компании
Укажите ваш e-mail:
Укажите ваш статус:
Страховая компания
Частное лицо

Внимание, отказаться от рассылки вы сможете в любое время

Как обманывают страхователей


к оглавлению

ДТП - обзор юридической практики № 4

Источник: по материалам Центра страхового права

Мы продолжаем публиковать наиболее частые проблемные ситуации, связанные с ДТП и ответы юристов «Центра страхового права».

Вопрос: Произошел наезд на пешехода. Ответственность наехавшего водителя застрахована по ОСАГО. Можно ли получить с водителя (или страховой компании) размер неполученной пешеходом заработной платы ввиду его долгого лечения, а также стоимость самого лечения? На какие иные компенсации (кроме стоимости лекарств, самого лечения и морального вреда) можно рассчитывать пострадавшему пешеходу?
Ответ: Все перечисленные расходы подлежит компенсации. Страховая компания будет нести ответственность за своего страхователя, который является виновником ДТП в размере не более 160000 рублей.

Вопрос: Оценка эксперта страховой компании была явно занижена. Акт осмотра представители компании показать отказались. Мы уже начали восстанавливать машину. Что нам делать, ведь независимая экспертиза уже не сможет оценить машину в полном объеме?
Ответ: На самом деле независимая экспертиза сможет оценить стоимость восстановительного ремонта по акту осмотра автомобиля и перечню повреждений, указанному в справке о ДТП и схеме ДТП. Для подтверждения скрытых дефектов необходимо буде предъявлять в суд документы о произведенном ремонте на СТО.

Вопрос: Во время буксировки неисправного автомобиля на гибкой сцепке произошло их столкновение, в результате которого пострадали обе автомашины. Есть ли тут страховой случай? А если все-таки нет, то, как определить вину каждого, - ГИБДД в протоколе указала, что виноваты оба?
Ответ: Согласно пп. "з" п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО устанавливает, что не считается страховым случаем причинение водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию. Судя по всему, автор вопроса интересуется, нет ли возможности приравнять буксируемую автомашину к прицепу и таким образом получить основания для отказа потерпевшему или потерпевшим в страховой выплате.
Оснований для применения пп. "з" п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО нет. Понятие прицепа дано в абзаце 2 п. 4 Правил ОСАГО: "Транспортным средством также является прицеп (полуприцеп и прицеп-роспуск), не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транспортным средством". Автомобиль, даже неисправный, все-таки под это определение не подпадает. Во-первых, он имеет двигатель. Во-вторых, он не предназначен для движения в составе с механическим транспортным средством. В-третьих, даже во время буксировки с неработающим двигателем буксируемый автомобиль должен управляться водителем, тогда как прицеп, в принципе, не предполагает управления им. В-четвертых, прицепы никогда не соединяются с тягачом гибкой сцепкой. Поэтому в данном случае необходимо признать, что произошло столкновение двух транспортных средств.
Поскольку автомашины относятся к категории источников повышенной опасности, то необходимо, в первую очередь, руководствоваться положениями ст. 1079 ГК РФ. Часть 2 п. 3 указанной статьи определяет, что вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (ст. 1064 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 1064 вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В силу п. 2 данной статьи причинитель вреда освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. При этом надо иметь в виду следующее:
а) вред, причиненный одному из владельцев по вине другого, возмещается виновным;
б) при наличии вины лишь владельца, которому причинен вред, он ему не возмещается;
в) при наличии вины обоих владельцев размер возмещения определяется соразмерно степени вины каждого;
г) при отсутствии вины владельцев источников повышенной опасности во взаимном причинении вреда (независимо от его размера) ни один из них не имеет права на возмещение".
Поскольку ГИБДД усмотрела вину обоих владельцев столкнувшихся транспортных средств, сделав этот вывод на основании допущенных каждым из них нарушений требований ПДД, то остается лишь определить степень вины каждого. Чаще всего принимается во внимание тяжесть допущенных каждым из водителей нарушений ПДД и количество нарушенных пунктов Правил. Если нарушения одинаковы, то степень вины должна быть, скорее всего, оценена как равная. Возмещение вреда при этом должно производиться в размере 50% от реального ущерба, понесенного потерпевшим.

Вопрос: Если вынесено постановление ГАИ об административном правонарушении и протокол об административном правонарушении ПДД, имеет ли право потерпевшая сторона на возмещение ущерба здоровью по ОСАГО или через суд, если в протоколе сказано только о поломках автомобилю и нет сведений о нанесении ущерба здоровью?
Ответ: Потерпевшая сторона сможет рассчитывать на возмещение причиненного ущерба здоровью, если будут представлены доказательства причинения вреда именно в этом ДТП (обращение в БСМП, травм пункт, вызов скорой помощи на дом), а также представит документы, подтверждающие степень вреда здоровью.

Вопрос: Я попал в дорожно-транспортное происшествие: мою машину ударил прицеп грузовика. ГИБДД признала виновным в аварии водителя грузовика. Грузовик принадлежит индивидуальному предпринимателю, а прицеп он арендует у одного автотранспортного предприятия. Есть полис ОСАГО и на грузовик, и на прицеп, но выданы они разными страховыми компаниями. Подскажите, пожалуйста, в какую из них мне нужно обратиться, чтобы она заплатила за ремонт моей машины?
Ответ: Правила ОСАГО отнесли прицепы к числу транспортных средств (абзац 2 п. 4). Следовательно, прицеп является источником повышенной опасности. В силу ч. 2 п. 1 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют им на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 15 Закона об ОСАГО в договорах обязательного страхования указываются транспортные средства, гражданская ответственность которых застрахована. Таким образом, в полисе ОСАГО владельца грузовой автомашины прицеп, естественно, не указан. При этом в силу пп. "а" п. 2 ст. 6 данного законодательного акта не является страховым случаем в системе ОСАГО причинение вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования. Это означает, что для страховой компании, которая застраховала гражданскую ответственность владельца грузовика, страхового события не наступило и у нее не возникла обязанность произвести страховую выплату.
В то же время на основании п. 2 ст. 15 Закона об ОСАГО по договору обязательного страхования является застрахованным риск гражданской ответственности самого страхователя, иного названного в договоре владельца транспортного средства, а также других использующих транспортное средство на законных основаниях владельцев. Следовательно, по полису ОСАГО собственника прицепа считается застрахованной также гражданская ответственность любого законного владельца прицепа, в том числе арендатора. В данном случае, с позиций этого страхового полиса, страховой случай имеет место, так как причинен вред другому лицу при использовании транспортного средства, влекущий обязанность страховой компании осуществить страховую выплату.
Поэтому следует обратиться в страховую компанию, где застрахована гражданская ответственность владельца прицепа.

Вопрос: Я попал в ДТП, виновник пытался скрыться, я его догнал и вызвал ДПС. Свою вину он не признал. У меня есть свидетели, которые вписаны в протокол. Какие у меня шансы, что ситуацию признают в мою пользу?
Ответ: В любом ДТП большое значение играют представленные стороной доказательства: свидетельские показания, фотографии (даже сделанные с помощью мобильного телефона), схема работы светофорного объекта и др. Поэтому позиция ГИБДД, а в последствии и суда будет зависеть от содержания представленных доказательств, степени их достоверности, объективности, допустимости и полноты.

Вопрос: Экипаж ГИБДД преследовал нарушителя, при этом нарушитель ударил мою машину, стоящую на площадке стоянки. Водитель и пассажиры разбежались. После проведения розыскных мероприятий виновника ДТП не нашли, что зафиксировано в протоколе. Владельцем этой машины заключен договор аренды с организацией на аренду этой машины и эта же организация застраховала ответственность в страховой компании, но страховая компания отказывается выплатить компенсацию за причиненный вред, мотивируя это тем, что в протоколе не указан виновник ДТП. Что мне делать?
Ответ: В этом случае нужно подать иск на страховую компанию, в которой застрахована ответственность водителей автомобиля – участника ДТП, привлекать третьими лицами организацию – собственника автомобиля и организация арендатора. В суде следует установить, на каких основаниях, водитель, который скрылся с места ДТП, управлял транспортным средством. Если в ходе судебного разбирательства выяснится, что в страховом полисе указаны водители «без ограничений», то заплатить за ущерб должна страховая компания, а затем взыскать сумму выплаты со страхователя в порядке регресса.

Вопрос: На трассе ночью с прилегающей дороги вылетел автомобиль ВАЗ-2106 и ударил в левый бок моего автомобиля. Мою машину отбросило на обочину и перевернуло, водитель «шестерки» убежал, но не сразу, его видели в лицо я и еще двое моих пассажиров, девушку, которая была с нами, госпитализировали. Утром мы узнали, что хозяин автомобиля – виновник ДТП заявил о том, что накануне его автомобиль якобы угнали. Куда обращаться за страховой выплатой?
Ответ: Лица виновные в ДТП часто подают ложные заявления о краже автомобиля. Изобличить ложные показания задача следствия. Для того, чтобы милиция смогла эту задачу решить, необходимо дать показания и опознать виновника ДТП. Вопрос о выплате страхового возмещения будет решен после вынесения приговора (постановления) по уголовному делу. Однако, в любом случае нужно подать заявление о выплате страхового возмещения в течение 5 дней после ДТП в страховую компанию виновника.

Вопрос: После ДТП не по моей вине обратился в страховую компанию, компания провела экспертизу и оценку, получила все документы, жду выплаты. Я пришел в страховую компанию начинаю выяснять почему не переводят деньги, они выясняют, сделал ли я автомобиль, я сказал, что давно автомобиль отремонтировал. По отчету об оценке страховая компания мне должна выплатить около 40 тыс.руб., теперь они отказываются выплачивать эту сумму требуя чек, фирмы которая проводила ремонт автомобиля, правомерно ли требование СК, и такая задержка?
Ответ: Страховая компания нарушает Федеральный Закон № 40 «Об ОСАГО». В настоящем законе четко обозначены сроки выплаты – 15 дней после подачи заявления о страховой выплате, а также все основания для отказа в выплате страхового возмещения, либо отсрочки выплаты. Советуем обратиться в суд с иском к страховой компании.

Вопрос: Во время разгрузки груза, который я перевозил на своей машине, был поврежден стоявший рядом автомобиль. Его владелец потребовал от меня оплатить ему ремонт и заплатить за моральный вред. Поскольку я застраховал свою гражданскую ответственность, то обратился с заявлением в страховую компанию, но мне там отказали в выплате, сказав, что это не страховой случай. Прошу дать мне ответ: правильно ли они поступили?
Ответ: Да, действия страховой компании совершенно правомерны, потому что в соответствии с пп. "и" п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО причинение вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке страховым случаем не является, поскольку не связано непосредственно с движением транспорта. Не возмещается по полисам ОСАГО и моральный вред (пп. "б" п. 2 ст. 6 Закона).

Вопрос: Произошло дорожно-транспортное происшествие, виновным признан мой муж. В отношении его ГИБДД составлен протокол и вынесено постановление об административной ответственности. Одновременно было констатировано, что потерпевший в момент столкновения находился за рулем в нетрезвом состоянии, что также зафиксировано в протоколе ГИБДД. Потерпевший также привлечен к административной ответственности, о чем имеется соответствующее постановление. Должна ли страховая компания выплачивать потерпевшему страховую выплату по полису ОСАГО, и если да, то в каком размере?
Ответ: В системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховым случаем признается причинение в результате дорожно-транспортного происшествия в период действия договора обязательного страхования владельцем транспортного средства вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату (абзац 11 ст. 1 Закона об ОСАГО, п. 7 Правил ОСАГО). Поскольку в данном случае ДТП произошло и потерпевшему причинен определенный вред, то между ним и причинителем вреда возникли так называемые деликтные правоотношения, регулируемые нормами гл. 59 ГК РФ. Как известно, любые транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности. В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические и физические лица, деятельность которых сопряжена с повышенной опасностью для окружающих, в том числе использующие транспортные средства, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Насколько можно судить по тексту вопроса, ни того, ни другого обстоятельства, которые могли бы освободить виновного в ДТП от обязанности компенсации ущерба, нет. Следовательно, гражданская ответственность виновника наступила.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом, гражданское законодательство не устанавливает нетрезвое состояние потерпевшего и факт привлечения его к административной ответственности в качестве обстоятельств, освобождающих причинителя вреда от его возмещения.
Нет каких-либо оснований и для освобождения страховщика от страховой выплаты по полису ОСАГО.


к оглавлению
вверх

Сборник методик "Противодействие страховому мошенничеству"
Комплект обучающих материалов "ПРОФИ"
Электронный журнал "АнтиОбман"
Росгосстрах - Все правильно сделал!
"Деловой формат"
Сибирское страхование
Медиа Информационная Группа - "Страхование сегодня"
Оговорки
Новости страхового праваМероприятияОбман страховщиков
Обман страхователейМошенничество за рубежомРазоблачение обмана
Защита прав водителяПретензии и судебные искиСпоры по ОСАГО
Криминальный талантЭкспертизы и исследованияНормативные акты
© Алгазин A. И., 2004-2010   Разработка Skylined
Страховой каталог INS.ORG.RU