Сайт посвященный
страховому мошенничеству
Подписка на
сборник АнтиОбман
Поиск
на сайте
Реклама в
АнтиОбмане

Новости страхового права
Мероприятия
Центр страхового права
Программа «Индикатор-ДТП»
Эксперты сайта
Обман страховщиков
Обман страхователей
Мошенничество за рубежом
Разоблачение обмана
Защита прав водителя
Претензии и судебные иски
Споры по ОСАГО
Криминальный талант
Розыск и расследование
Экспертизы и исследования
Обучение и тренинги
Нормативные акты

Заказать:

Заказать юридические услуги
Заказать литературу
Заказать «Индикатор-ДТП»
Заказать обучающие материалы

Подписка

на новости компании
Укажите ваш e-mail:
Укажите ваш статус:
Страховая компания
Частное лицо

Внимание, отказаться от рассылки вы сможете в любое время

Как обманывают страховщиков


к оглавлению

Страховщики готовятся к войне с мошенниками
Автор: Елена Смирнова
По материалам «ДП-Консультант. Право»

Страховщики прогнозируют: после введения закона об обязательном страховании автогражданской ответственности резко увеличится количество мошенничеств в области автострахования. Возможные меры по борьбе с «нечистоплотными» клиентами обсудили участники круглого стола, организованного «Деловой Панорамой».

Пока свою гражданскую ответственность застраховали всего 6% автомобилистов. Введение обязательного страхования увеличит эту цифру до 100%. Известно, что 70% случаев страхового мошенничества происходит в области автострахования. Эта сфера представляется наиболее «подходящей» для организации псевдослучая.

Для того чтобы обезопасить себя от аферистов, многие страховые компании настаивают на проведении экспертиз и предоставлении необходимого набора документов. Но и эти меры не всегда помогают «вычислить» мошенников.

Самый распространенный способ обмана страховой компании — инсценировка ДТП. Здесь мошенников обычно трое, включая инспектора ГИБДД. Схема действий проста. Водитель недорогого отечественного автомобиля, застраховавший свою гражданскую ответственность, врезается в якобы чужую машину (видавшую виды иномарку). Далее страховщику предъявляется счет. Особо «одаренные» мошенники умудряются получить «возмещение» с нескольких страховщиков. Пытаются одурачить страховую компанию и свои же сотрудники. Последние при удобном случае выдают задним числом «пострадавшему» водителю страховой полис.

Фирмы сами пролоббировали риски

«Изначально закон об обязательном страховании автогражданской ответственности лоббирует интересы страховых компаний. В большей степени это поддержка страхового бизнеса, нежели защита прав автолюбителей, — говорит Анатолий Богуненко, эксперт информационного центра «КАДИС». — Страховщикам нужно готовиться к тому, что их клиенты, имея на руках страховой полис, после прохождения техосмотра будут стремиться расторгнуть договор. Страховщик не имеет права отказать страхователю. Более того, компания обязана вернуть ему деньги и в течение года автомобилист со спокойной совестью сможет ездить с имеющимся у него страховым полисом. К сожалению, я не знаю, как помочь страховым компаниям. Конечно, можно выдавать полис на один месяц... Не говорю уже о том, что страховщикам будут подсовывать «старые» автомобили вместо новых».

С мнением Анатолия Богуненко страховщики согласились лишь отчасти.

Марина Хмырова, заместитель директора по маркетингу страхового общества «РЕСО-Гарантия»:

— Мне трудно представить, как может компания страховать машины не глядя. Большинство страховщиков требует сведения об автомобиле. Во многих фирмах ксерокопии документов приложены к полису. В данном случае не может быть расхождений, например, между регистрационным номером транспортного средства и номером шасси.

Эдуард Дурач, директор по развитию страховой компании «Помощь»:

— При заключении договора страхователю важно обратить внимание на то, как работает компания по страховому случаю. Не секрет, что аварийные комиссары часто приезжают на место ДТП раньше сотрудников ГИБДД.

Если говорить о борьбе с мошенничеством, здесь главную роль играет профессионализм страховщиков. Серьезным моментом является юридическое обеспечение. Если в страховом договоре есть прорехи, клиент, хорошо разбирающийся в юридических тонкостях, может воспользоваться «случаем».

Важен и другой момент. Введение закона об обязательном страховании автогражданской ответственности растянуто на один год именно для того, чтобы страховщики смоги подготовиться: в страховой компании должны быть отрегулированы функции служб выплат, заключения договоров, аварийных комиссаров. Все они должны работать как часы. Я считаю, что дальнейшее развитие страхования в России зависит от введения закона об автогражданской ответственности.

Практика показывает: около 10% выплат в страховом бизнесе связаны с мошенничеством. На взгляд заместителя генерального директора компании «Анализ. Инвестиции. Развитие» Дмитрия Корсунского, страховой компании недостаточно грамотного юридического обеспечения. «Сократить аферы при автостраховании может оценка автомашин независимыми оценщиками. При этом желательно, чтобы их оценивали специалисты одной фирмы и при заключении договора страхования и при попадании машины в ДТП. Независимые оценщики, профессионально зафиксировав техническое состояние машины в момент страхования, смогут с большой точностью оценить ее повреждения при страховом случае. Это также позволит страховщикам исключить возможность использования машины в мошеннических целях, когда она страхуется в нескольких страховых компаниях и попадает в целый ряд аварий», — считает Дмитрий Корсунский.

Мошенники набрались опыта

Прежде чем заключить договор, страховые компании стараются тщательно проверить клиента. Но и грамотно составленный документ не гарантирует страховщику защиты. «Каким бы идеальным с правовой точки зрения не был договор, страховые фирмы сталкиваются с мошенничеством: не помогают ни привлекаемые эксперты, ни обмен «черными списками» между компаниями. «Вычислить» мошенника удается редко», — рассказывает заместитель генерального директора СК «Прогресс-Нева» Сергей Ковальчук. Схемы получения денег мошенническим путем хорошо отработаны на практике. Для иллюстрации Сергей Ковальчук привел пример. Клиент страховой компании «продает» свою машину криминальным структурам. Затем страховщику поступает заявление об ее угоне. Таким образом, клиент-аферист получает возмещение и от страховщика, и от криминальных структур. Последние быстро находят применение «угнанной машине».

По оценкам специалистов, увеличение числа случаев мошенничества напрямую связано с ростом грамотности преступников в вопросах страхового законодательства.

«Летом 2000 года студенты-медики застраховали автогражданскую ответственность в нескольких страховых компаниях. В сентябре произошел первый «страховой случай»: застрахованный «Москвич» врезался в «Ауди». ДТП случилось ночью, свидетелей происшествия не было. Ущерб иномарки — более $3 тыс. Через несколько недель при аналогичных обстоятельствах эти водители снова столкнулись. На этот раз за получением выплаты в размере $3 тыс. мошенники обратились в компанию «Спасские ворота». Эксперты, выехавшие на место происшествия, обратили внимание на ряд несоответствий — отсутствовал тормозной путь, а повреждения автомобиля были нехарактерны для такого рода аварии. В ходе расследования выяснилось, что студенты-мошенники и ранее организовывали фиктивные аварии и получали по ним страховые выплаты», — рассказывает начальник отдела личного страхования «Страховой группы «Спасские ворота» в Санкт-Петербурге Юлия Ромадина.

Петербургские страховщики с сожалением отмечают резкий рост угонов в конце 2001 — начале 2002 гг. Для многих страховых и перестраховочных компаний информационное объединение становится необходимостью. И все же они не спешат объединить усилия по борьбе с мошенничеством. «Во всем мире страховщики пытаются принять меры по борьбе с мошенничеством. В нашей же стране они разобщены. Я понимаю, что все мы конкуренты, но существуют вопросы, которые необходимо решать сообща. «Спасские ворота» готовы выступить инициатором и администратором создания информационной базы, в которую ежедневно поступала бы информация о подозрительных страховых случаях. Хотелось бы отметить, что данный проект помог бы компаниям не только своевременно выявлять случаи мошенничества, но и наладить более эффективную работу с органами ГИБДД», — говорит Юлия Ромадина.

Компании не могут объединить усилия

Попытки объединить усилия предпринимались неоднократно. Так, например, в 1999 году инициатором создания единой информационной базы выступила «Промышленно-страховая компания». На совещании крупных страховщиков Москвы («Ингосстрах», «РОСНО», «ВСК», «Веста», «Континент-Полис») была достигнута предварительная договоренность об информационном обмене. Причиной нежелания компаний участвовать в проекте стал вопрос защиты тайны договора страхования и боязнь в условиях жесткой конкуренции потерять выгодных клиентов.Одну из возможных схем обмена информацией предложила компания «ТВ-Информ. Санкт-Петербург». Как заявил Артур Виноградов, заместитель генерального директора «ТВ-Информ. Санкт-Петербург», фирма разработала технологию, которая позволяет получить доступ к информационной базе в любом месте, где принимается телевизионный сигнал. Изменение в базу данных можно внести с помощью компьютера, подключенного к интернету.

Проблема информационного вакуума частично может быть решена, если использовать опыт западных страховщиков, считает Эдуард Дурач. За границей при страховании гражданской ответственности компании требуют предъявить «страховую историю клиента» — документ, в котором фиксируется аккуратность вождения автомобилиста, в том числе и попытки страхового мошенничества, если таковые имели место.


к оглавлению
вверх
Сборник методик "Противодействие страховому мошенничеству"
Комплект обучающих материалов "ПРОФИ"
Электронный журнал "АнтиОбман"
Росгосстрах - Все правильно сделал!
"Деловой формат"
Сибирское страхование
Медиа Информационная Группа - "Страхование сегодня"
Оговорки
Новости страхового праваМероприятияОбман страховщиков
Обман страхователейМошенничество за рубежомРазоблачение обмана
Защита прав водителяПретензии и судебные искиСпоры по ОСАГО
Криминальный талантЭкспертизы и исследованияНормативные акты
© Алгазин A. И., 2004-2010   Разработка Skylined
Страховой каталог INS.ORG.RU